На протяжении почти всей своей истории Московское государство вело непрерывные войны на три фронта — восточный, южный и западный. Даже в «перемирные годы» государство должно было находиться в состоянии полной боевой готовности и главной задачей центральной власти была организация вооруженных сил страны.
В начале XVII в. русское войско, как и все европейские армии, делилось на конницу, пехоту и артиллерию. В отличии от европейских стран, где армия была в основном наемной, на Руси с древних времен существовала воинская повинность. Основу русского войска составляли так называемая поместная дворянская конница и поместное войско, состоявшее из бояр, дворян и жильцов. За свою службу они получали землю и владели ею по условному поместному или вотчинному праву, поэтому были обязаны в случае войны прибыть в место сбора с определенным количеством вооруженных воинов из числа своих крестьян. Кроме того, к службе в поместном войске привлекались служилые люди по прибору. К этому разряду принадлежали: стрельцы, пушкари, затинщики, кузнецы, воротники, плотники, пешие и конные городовые казаки, а со времени царствования Михаила Федоровича — рейтары, копейщики, драгуны, солдаты и гусары или вообще «служилые люди иноземного строя». В приборную службу поступали все свободные (или, как тогда говорили, гулящие) люди. Гулящими именовали людей, не имевших своего отдельного семейства и хозяйства, а также не бывших в тягле и не плативших податей, без различия звания — из дворян, духовных, посадских и других; но только не из крестьян или холопов.
рис. 4
С середины XVI в. появились смешанные кольча- то-пластинчатые доспехи — гошманы, бехтерцы — кольчуги с железными пластинами на груди и спине. Для усиления кольчуги или панциря поверх брони надевали зерцала, состоявшие, как правило, из четырех крупных пластин: передней, задней и двух боковых, соединенных между собой и скрепленных на плечах и боках ремнями с пряжками (наплечниками и нарамниками).
рис. 5
С Востока пришла на Русь мисюрка — круглая железная шапка с бармицей и наушами, которая лишь прикрывала затылок воина. Наиболее дорогим и красивым головным убором являлась ерихонка — высокая шапка с венцом (нижним краем тульи), навершием (верхним краем тульи) и репьем — металлическим украшением на нем. К венцу ерихонки крепились уши, затылок и полка, сквозь которую проходила металлическая пластинка, защищающая нос. Ерихонки обычно изготавливали из булата (высококачественной стали), они имели золотую и серебряную насечку и даже украшались драгоценными камнями и жемчугом.
рис. 6
Застегивались бутырлыки пряжками с ремешками или тесьмой — «завязками». Наручи, или налокотники, служили для защиты руки от локтя до кисти и состояли из большой выгнутой пластины и коротких пластинок – черевцов, охватывающих руку у запястья. Поверхность наручней украшалась орнаментом, а снизу подбивалась подкладка из шелковой или бумажной ткани.
рис. 7
Это был довольно длинный и широкий кафтан с высоким воротником и рукавами по локоть. Шился тегиляй из кожи или прочного холста, простегивался внутри ватой или паклей, а для усиления его защитных свойств на груди пришивались металлические пластинки или даже использовали для набивки медные гвозди. « 1668 году стрельцу Ивашку Кузьмину, мастеру медного дела, куплено меди зеленой тазовой 4 пуда делать с куяком суконным к десяти голубым 8000 гвоздей для набивки тех куяков по 400 гвоздей на куяк». (И.Е. Забелин). Костюм война в тягиле дополняла «шапка бумажная», которая изготавливалась из сукна, шелковых или бумажных тканей и была стеганная на вате, чтобы усилить защитные свойства, под ее подкладку помещали кольчужную сеть, а иногда прикрепляли железное наносье.
Общепринятым оружием конницы и в XVII в. были лук с налучником (саадак) и колчан со стрелами. Оружием ближнего рукопашного боя служила сабля. Русские булатные сабли с несколько искривленным клинком были похожи на турецкие. Кроме того, продолжали использовать копья с длинным древком и железным наконечником, а также метательные копья — сулицы, рогатины с лезвиями, подобными секире, железные кистени в виде гирьки с шипами, прикрепленной цепными звеньями к рукояти, длинные продолговатые кинжалы, хранившиеся в ножнах. Усиление защитной брони воинов привело к изготовлению противодействующего оружия — чекана, или клевца, в виде железного или медного молота с рукоятью до 60 см: удар острым бойком обуха пробивал панцирь или любой другой вид брони. Шестопер — металлический шар с шестью ребрами на железной рукояти длиной до 60 см — был ударным оружием и представлял собой своеобразный «начальнический жезл», который возили перед воеводами в походе.
Холодным оружием пехоты служил бердыш — топор на длинной рукояти с широким лезвием в виде полумесяца, который посредством обуха прикреплялся к длинному, в рост человека, древку.
В состав регулярной армии входили также иноземные войска, или полки «иноземного строя». Они состояли из пехотных солдатских, конных рейтарских и драгунских полков. Служилые люди иноземного строя так же, как и стрельцы, селились особыми слободами и волостями в городах и уездах на казенных землях, которые давались им не на конкретные лица, а на целые общества. Кроме земель, они получали от казны жалованье, провиант, амуницию и оружие (а конные — и лошадей) и освобождались от пошлин и податей за промыслы. Они делились на полки, имевшие полковников, ротмистров и капитанов из иностранцев и русских дворян.